"Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности."К. Д. Ушинский
Своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребёнка.
Наверное, для каждого родителя первое словечко, сказанное их ребёнком, огромная радость и великое достижение. Многие родители огорчаются, когда увидят маленького разговорчивого "болтуна" - ровесника их ребёнка, задумываясь: "Чего же наш ребёнок ещё не разговаривает, всё ли с ним в порядке?"
Важно знать, что у каждого ребёнка своя индивидуальная программа развития. Одни детски начинают раньше сидеть, ходить, другие рано говорять, третьи могут ещё что-нибудь раньше своих сверстников.
Нет каких-то чётких определённых рамок в плане развития ребёнка, есть ориентировочные сроки и нормы базового развития.
Развитие речи ребёнка раннего возраста - сложный процесс, зависящий от множества факторов, как генетических, так и условий воспитания.
В раннем возрасте речь развивается двумя путями: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная речь.
Все детки раннего возраста (от рождения до трёх лет проходят одинаковые этапы развития речевого аппарата или собственной речи. Читать далее ...
Рекомендации для родителей "Если ребёнок не говорит, что делать?" скачать буклет здесь!
Если ребенок в два года не говорит, выясните причину молчания. Каких специалистов потребуется пройти? В первую очередь – педиатра. Он не только проведет общий осмотр, но и даст направления к узким специалистам: логопеду, лору, неврологу, психиатру. Не следует откладывать визит к специалистам, так как отсутствие речи может привести в будущем к проблемам в обучении.
Для стимулирования появления речи предлагаются следующие приемы:
Подражать звукам окружающей среды и повторять простые звуковые комплексы. Обучение ребенка произнесению простых звуковых комплексов и звукоподражаний животных – хороший способ расширить его активный словарь. Учить ребенка повторять звукокомплексы можно в простой игре, используя игрушки или картинки. Взрослый показывает картинку, называет слово («кошка») и дает образец звукоподражания («мяу»). Покажи, где кошка (корова). Как говорит кошка (корова)? (Можно использовать сопряженное проговаривание звукоподражаний «мяу», «му»); Кто кричит: «Му» («Мяу») Научить ребенка повторять простые звуковые комплексы можно, играя с предметами и игрушками. Покажите ребенку, как можно комментировать различные действия звукокомплексами. Например, ударяя ручкой ребенка по барабану, произнесите «БАМ!», побуждая его повторить вслед за вами.
Повторять за взрослым простые слоги или слова. Первые звукокомплексы и слова, которые учится произносить ребенок, состоят из так называемых «звуков видимой артикуляции». Это звуки, в образовании которых принимают участие губы и зубы, – [м], [п], [б], [н], [в], [ф], [д]. Часто первые слова состоят из двух одинаковых слогов. Вспомните, какие слова, хорошо знакомые вашему ребенку, состоят из перечисленных звуков (мама, папа, баба, би-би, ту-ту, бо-бо, ав–ав, ням-ням и т.д.).
Узнавать хорошо знакомые предметы (понимать слова). Важно знакомить ребенка с новыми понятиями, расширяя тем самым его внутренний (понятийный) словарь. В первую очередь знакомьте его с теми словами, которые наиболее актуальны в повседневной жизни. Можно выделить несколько важных групп слов: люди, еда, части лица и тела, игрушки и вещи ребенка, одежда и обувь, действия, слова, отражающие состояния человека.
Говорить несколько слов. Развивая пассивную речь (понимание слова), не забывайте стимулировать активную (собственную) речь ребенка. Для этого слова нужно многократно повторять ребенку. Детям легче всего повторять короткие слова, состоящие из одного-двух слогов. Поощряйте ребенка, если он пытается пользоваться другими способами общения: мимикой, жестами и интонацией.
Прием дополнения и развития мысли. Когда ребенок начинает произносить отдельные слова, дополняйте и продолжайте его фразы. Например, указывая на кошку, он говорит: «Ки!», а вы договариваете: «Да, это киса. Киса говорит "мяу”!»
Прием «лесов» (подпорок). Читайте ребенку стихи, поощряя его договаривать простые слова в конце строчки. Для таких занятий прекрасно подходят русские потешки и речевые игры: «Гуси-гуси», «Сорока-сорока», «Каравай-каравай».
Словесно выражать свои желания. Учите ребенка просить, называя интересующий его предмет. Стремитесь к тому, чтобы ребенок произносил звукокомплексы или полные формы слов – в зависимости от его произносительных возможностей.
Усложняйте игру: пусть ребенок выбирает интересующую его игрушку из двух. Например, в ответ на ваш вопрос: «Что ты хочешь? Мишку или машинку?», он должен назвать ту игрушку, которая его интересует.
Называть предметы (отвечать на вопрос «Что это?»). Прием вопросов и ответов поможет ребенку начать понимать смысл обращенных к нему вопросов.
Покажите ребенку игрушку и спросите: «Что это?» Затем назовите игрушку, выделяя голосом нужное слово: «Это мяч!» После многократного повтора попробуйте побудить ребенка ответить на вопрос: «Что это?», употребив знакомое для него слово.
Усложните упражнение. Предложите ребенку назвать по очереди три предмета окружающей обстановки: задайте ему вопрос «Что это?» и покажите на предмет. Сначала разложите предметы на столе, и если ребенок легко справился с заданием, расположите их в пределах комнаты.
Картотека дидактических игр по речевому развитию детей раннего возраста скачать здесь! Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию детей раннего возраста скачать здесь! Интерактивные игровые презентации для детей раннего возраста Звукоподражания часть 1 скачать здесь! Звукоподражания часть 2 скачать здесь! Звукоподражания часть 3 скачать здесь! Сенсорика. Цвета - красный, жёлтый, зелёный. скачать здесь! Сенсорика. Закрепляем названия цветов. скачать здесь! Скачать здесь! Скачать здесь! |
Комментариев нет:
Отправить комментарий